RT - SR - Electronic T1 - Кроссворды и ребусы как средство развития познавательной активности учащихся на уроках физики SP - 2023-04-11 A1 - Юдина, А. Н. A1 - Довга, Г. В. A1 - Ларченкова, Л. А. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1027 AB - В настоящее время образовательная среда требует от учителя внедрения в учебный процесс современных информационных технологий, которые смогут заинтересовать каждого обучающего в получении ими знаний, умений и навыков [Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732]. Ни для кого не секрет, что физика является одним из самых сложных предметов в школе, поэтому проблема заинтересованности учащихся в изучение данной дисциплины была и остаётся актуальной в современной школе. Одним из способов развития познавательной активности учащихся на уроках физики является применение занимательных материалов. К числу таких материалов относятся кроссворды, ребусы, загадки, физика в художественной литературе. В основе статьи представлен краткий анализ применения кроссвордов и ребусов по физике как педагогических средств мотивации учебной деятельности учащихся в образовательном процессе. Кроссворд (англ. crossword - пересечение слов), задача-головоломка - заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова [БЭС]. Учитель, используя кроссворд как интеллектуальную игру на уроке, сделает интересными самые «скучные» темы предметного курса, так как именно в игре учащиеся развивает эрудицию, тренируют память, внимание, расширяет словарный запас. Правильно подобранные задания для кроссворда и их грамотное использование в ходе выполнения работы дадут хорошие результаты, так как их разгадывание вызывает интерес к изучаемому предмету и тем самым стимулирует познавательную деятельность учащихся [Сапронов, 2016]. При создании кроссвордов учитель должен обратить внимание на ряд моментов. Вопервых, задания должны быть приемлемы для учащегося: учтены возрастные особенности, подготовка по предмету, требования школьной программы. Во-вторых, формулировки вопросов должны быть простыми, краткими, наличие одноуровневых по сложности заданий, одинаковое количество заданий при нескольких вариантах кроссвордов по одному и тому же материалу. Кроссворд должен быть мотивирован, т. е. побуждать в ученике желание работать на конечный результат. Это могут быть: задания на оценивание, соперничество, анализ, обсуждение ответов и т. д. [Сапронов, 2016]. На рисунке 1 представлены примеры кроссвордов. Рис. 1. Примеры кроссвордов. Ребус (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками [БЭС]. Разгадывая ребус, учащийся приобретает умение связывать разрозненные на первый взгляд объекты и образы в единое целое; поиск связей между картинками и загаданным сюжетом-объектом подразумевает обращение учащего к различным источникам информации (что уже расширяет его кругозор), часть из которой запоминается в том или ином виде; нестандартная, визуализированная форма вопроса повышает интерес к физике и творческие способности обучаемого [Рыспекова и др., 2017]. Проверяя готовую работу в формате ребусов, учитель получает вполне целое представление об уровне освоения учащимся необходимых знаний, навыков и умений. Сама проверка заданий не занимает много времени, что позволяет эффективно работать с большим контингентом учащихся [Сапронов, 2016]. Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме смекалки и логики учащимся нужно знать правила и приемы составления и решения ребусов. На рисунке 2 приведены примеры физических ребусов. Рис. 2. Примеры ребусов Каким образом можно использовать кроссворды и ребусы на уроках физики? Например, в начале урока можно зашифровать тему занятия, которую учащиеся с удовольствием разгадают. Ребусы хорошо мотивируют обучающихся при введении нового материала, на этапе актуализации знаний, а также при повторении изученного материала используя в качестве отдельных заданий. Данный метод эффективен при работе со слабыми учащимися. В середине урока можно снять усталость с помощью ребуса, а на заключительном этапе разгадать кроссворд для проведения рефлексии. Ребусы и кроссворды можно решать на факультативных занятиях, в процессе разгадки обучаемые могут оценить собственные знания по достаточно широкому кругу вопросов, а учитель может оценить работу каждого ученика. Кроссворды и ребусы рекомендуется использовать как для текущего контроля, так и для итогового контроля вместе с другими классическими педагогическими методами (реферат, тестирование и т. д.) [Гавришева, 2019]. Таким образом, кроссворды и ребусы очень хорошо вписываются в «серьёзное» учение, включение их в урок делает процесс обучения интенсивным и насыщенным, создаёт у учащихся рабочий настрой, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, потому что создана соответствующая мотивация, позволяет активизировать желание детей учиться. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес учащихся к физике, как к учебному предмету.