Статья
Предпринимательство как социальный феномен
Автор доказывает, что феномен социально ориентированного предпринимательства - явление интегрированного либерального общества; несмотря на это, отсчет деловой активности человека можно вести из самой глубины веков. «Эгоистический интерес» индивида как субстрат предпринимательства - это не только имеющая место страсть Homo economicus (человека экономического) к приобретательству, «страсть к наживе», это еще и сложный комплекс этико-психологических и онтологических качеств, первым из которых следует считать удовлетворение индивида. Данное интегративное качество способно проявляться в самых разнообразных формах индивидуального поведения и социального действия. Автор анализирует историю развития предпринимательства и параллельно с ним экономической и социальной науки от средневековья до наших дней. В статье соотносятся понятия «предпринимательство» и «управление» («менеджмент»). Автором анализируются причины имеющегося в обществе «квазипредпринимательства» как асоциального стремления к наживе. Делается вывод, что «социально ориентированный индивидуализм» - сущностная черта деятельности предпринимателя. Важнейшими из предпринимательских черт являются творческое новаторство (неизменно связанное с риском), ответственность за принимаемые решения и последствия своей творческой деятельности. Эти качества предпринимательства проявляются как профессиональные. Важнейший субстрат предпринимательства - весомая осязаемость обществом всей инновационной предпринимательской деятельности.