TY - JOUR T1 - Квестовые технологии в урочной и внеурочной деятельности по физике в школе AU - Варфаламеева, С. А. AU - Крицына, Е. А. AU - Ходанович, А. И. AU - Ларченкова, Л. А. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1020 N2 - Все игры, даже самые простые, имеют много общего с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Луи де Бройль Современных школьников все сложнее заинтересовать физикой, традиционная форма подачи материала часто не находит отклика у учащихся и не способствует активизации их познавательной деятельности. Поэтому учителя постоянно находятся в поиске новых подходов к обучению. В настоящее время все больше уделяется внимания таким образовательным технологиям, которые бы позволяли организовать обучение с увлечением и делали бы ученика активным участником учебного процесса. Во многом этим требованиям отвечают квест-технологии. “Quest” в переводе с английского языка означает «поиск», а соответствующий глагол to quest - «искать, разыскивать». Таким образом, квест - это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо. В образование квесты пришли из индустрии развлечений, где завоевали большую популярность как отличный способ проведения совместного досуга с друзьями и семьей, позволяющий стать главными героями захватывающих приключений, во время которых есть возможность проявить свой интеллект, смекалку, находчивость и получить массу ярких положительных эмоций. Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождают человечество всю его историю. Элементы квестов можно встретить в древних эпосах, легендах и мифах, а позднее в книгах классиков приключенческой литературы, научной фантастики и фэнтези. Тяга к приключениям свойственна человеческой природе. Поэтому и детям, и взрослым интересно следить за странствиями героев фильма или книги, но еще интереснее стать непосредственным участником, влиять на ход событий, бороться и побеждать. В качестве педагогической технологии термин «квест» был впервые предложен в 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) [Dodge, 2017]. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Сегодня такого рода квест называют веб-квестом, и это лишь один из видов квест-технологии. В современной литературе классификация образовательных квестов достаточно обширна. По форме проведения выделяют компьютерные квесты, веб-квесты, QR-квесты, медиа-квесты, «живые» квесты и комбинированные квесты, сочетающие в себе несколько форм. Квесты можно проводить в режиме реального времени и в виртуальном режиме. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными, индивидуальными и групповыми. По структуре квесты разделяют на линейные, нелинейные (штурмовые) и кольцевые [Сокол, 2014, с. 138-140]. Большое разнообразие видов и форм квестов делает эту технологию достаточно универсальной для того, чтобы ее можно было применять, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, как при организации очного обучения, так и при дистанционном обучении. В зависимости от формы организации учебного процесса могут изменяться длительность квеста, требуемые ресурсы, площадка для проведения, количество ведущих и участников. Как показывает опыт подготовки и проведения квестов больше возможностей для их успешной реализации предоставляет внеурочная деятельность, так как урок жестко ограничен временными рамками и содержанием рабочей программы по предмету. Игровой формат квеста, связанный с принятием учащимися самостоятельных решений, неизбежно сопряжен с ситуацией неопределенности, необходимостью рассматривать различные варианты развития событий. В организации внеурочной деятельности учителю предоставляется большая самостоятельность при выборе форм ее реализации и содержания. Ведущими принципами организации внеурочной деятельности являются ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся, опора на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках. Особое значение приобретает направленность внеурочной деятельности на развитие интереса учащихся к конкретным наукам, в нашем случае - к физике, на постепенное расширение круга учащихся, интересующихся физикой и ее практическими приложениями. Внеурочная деятельность по физике должна носить занимательный характер, но при этом развивать и совершенствовать личность ребенка [Варфаламеева, 2017, с. 176-182]. Все вышесказанное полностью согласуется с идеологией квест-технологий. Сегодня многие школьники знают о квестах не понаслышке. В Санкт-Петербурге больше десятка компаний организуют различные квесты для детей и взрослых в специально оборудованных помещениях. К ним активно присоединяются музеи, которые предлагают своим посетителям квест как отличную альтернативу экскурсии. Поэтому перед учителем стоит непростая, но очень важная задача - учитывая дидактические цели занятия, постараться организовать квест таким образом, чтобы учащиеся были максимально погружены в сюжетную атмосферу. Плохо подготовленный квест, не отвечающий его основным требованиям, может вызвать у учащихся лишь чувство разочарования, скепсис, необходимость изображать дисциплинированную заинтересованность [Букатов, 2010]. Подготовка и проведение квеста - это длительный и трудоемкий процесс. Поэтому, прежде всего, учителю необходимо собрать команду, которая с энтузиазмом и интересом возьмется за дело. В случае моноквеста в эту команду могут войти инициативные старшеклассники, при проведении межпредметного квеста подключаются и заинтересованные коллеги. Перед началом разработки квеста учителю надо понимать цели и задачи урока или внеурочного занятия в формате квеста, обозначить планируемые результаты деятельности учащихся. Затем учитель проводит отбор содержания материала, на основе которого будут разработаны задания для квеста. После этого можно переходить к разработке сценария квеста. При этом важно учитывать возрастные и интеллектуальные особенности участников. Как правило, в сценарий квеста заложен какой-либо сюжет (детективный, спортивный, литературный, сказочный, исторический, сюжет популярного фильма и т. п.) - «Письмо из Хогвартса» (по мотивам серии романов английской писательницы Джоан Роулинг о Гарри Потере), «Вокруг света за 80 дней» (по мотивам телесериала, основанного на одноимённом романе французского писателя Жюля Верна), «Битва за планету Терра» (по мотивам одноименного мультфильма), «Пирамида Хеопса» (на основе истории Древнего Египта). Узнаваемость сюжета изначально может являться стимулом возбуждения познавательного интереса учащихся, так как такой квест - это повод, выполняя задания по физике, вспомнить любимую книгу, фильм, мультфильм или повторить интересные исторические факты. В том случае, когда сюжет учащимся не знаком, их может заинтересовать занимательное название квеста - «Впечатлить профессора», «Путешествие по Санкт-Петербургу», «Восхождение на гору Знаний», «Просторы Галактики». Знакомство учащихся с сюжетом начинается с так называемой легенды квеста, которая должна быть увлекательной, неординарной и захватывающей. Например, квест «Письмо из Хогвартса» может начинаться с такой легенды: «Ребята, мы получили письмо из Хогвартса от Гарри и его друзей (учитель просит учащихся прочитать письмо). «Дорогие друзья! Вы получили это письмо, так как Хогвартс очень нуждается в вашей помощи. На этот раз коварный Волан-де-Морт похитил герб Хогвартса - символ единства и гармонии в школе волшебства. Используя сильнейшее заклинание, Волан-де-Морт разбил герб на части и спрятал его в окрестностях Хогвартса. Скрываясь от стражей школы, злой волшебник выронил карту, и теперь она находится у нас. На карте указано, где спрятана каждая часть герба. Но освободить их от темных чар удастся, только выполнив задания. Без вашей помощи нам не справиться!» [Андреева, 2021, с. 37-44]. Таким образом, легенда определяет конечную игровую цель квеста, которая достигается при успешном выполнении всех заданий физического содержания. Основная часть подготовительного этапа - это подбор заданий. Задания могут быть различными по своему содержанию и наполнению: проблемные, исследовательские, интеллектуальные, творческие, активные. Последовательное решение задач, ребусов, загадок, головоломок, соотнесение фактов, поиск тайников и секретных предметов, постановка экспериментов, приведение в действие различных механизмов служат шагами в поисках ответа на главную тайну или загадку квеста. Важно, чтобы задания не выбивались из общего сюжета, были последовательными и взаимосвязанными, не только проверяли и закрепляли знания по физике, но и расширяли кругозор учащихся, способствовали развитию смекалки, интуиции, воображения. С учетом этих требований у учителя могут возникнуть трудности с подбором готовых заданий, и появится необходимость разработать их самостоятельно. Приведем примеры двух задач, которые были подготовлены специально для квеста «Путешествие во времени». 1. Зауропод - самый узнаваемый динозавр. Это травоядное животное, отличительной чертой которого являлась очень длинная шея - около 10 метров. При этом весь рост динозавра достигал 17 метров. Зауропод пришел на водопой к озеру, берег которого представляет собой крутой обрыв. Рассчитайте, какое давление будет действовать на голову зауропода, если он опустит шею на всю длину в воду вертикально вниз. Ускорение свободного падения принять равным 10 Н/кг, плотность воды 1000 кг/м3. Ответ выразите в Па. 2. Снаряжение рыцарей довольно массивное. Известно, что рекордсменом среди самых тяжелых доспехов выступает немецкое защитное снаряжение, предназначенное для турниров. Его масса равняется 41 кг. Рассчитайте давление, оказываемое на землю рыцарем, который участвует в турнире вместе с лошадью, если масса рыцаря 70 кг, лошади - 453 кг, а площадь одного копыта лошади - 100 см2, ускорение свободного падения принять равным 10 Н/кг. Ответ выразите в Па. Среди различного рода заданий особое место занимают экспериментальные задания. Одним из существенных преимуществ экспериментальных заданий является то, что для их выполнения от учащихся потребуется обязательное осмысление физического процесса, они не могут быть выполнены формально. Экспериментальные задания могут быть единичными и сочетаться с заданиями другого типа. Как, например, в квесте «Пирамида Хеопса» одно из заданий, предлагаемых учащимся в комнате мумии - измерение массы сердца мумии (сделанное из папье-маше) с помощью правила моментов. Однако, если удается подготовить все задания квеста в виде эксперимента, выдержав при этом сюжетную линию, то это несомненно повышает интерес учащихся, так как в полной мере демонстрирует им применение физических знаний на практике. В квесте «Впечатлить профессора» [Бойцов, 2023] учащиеся оказываются в лаборатории профессора, который не верит в современную молодежь и считает, что дети не интересуются физикой, ничего в ней не понимают. Профессор высказывает эти мысли учащимся и закрывает дверь на ключ, пригрозив, что не выпустит их, пока они не докажут профессору, что могут и сами разобраться в физике. Профессор оставляет для учащихся три коробки с оборудованием, в каждой из которых находится лист с заданием. В качестве помощника с учащимися остается студент профессора, который не против помочь детям выбраться из лаборатории. Все задания экспериментальные, направленные на закрепление, расширение и практическое применение знаний по одному из самых трудных разделов физики - электромагнетизму. Сначала профессор просит учащихся показать, что они умеют получать электричество не только из розетки - учащиеся собирают самодельную батарею из лимонов. Затем, получив в награду настоящую батарейку, учащиеся собирают самодельный электромагнит, с помощью которого достают из песка скрепку с прикрепленной запиской, в которой содержится информация о месте нахождения коробки с третьим заданием. Оно заключается в сборке самодельного фонарика, работа которого основана на явлении электромагнитной индукции. С помощью азбуки Морзе учащиеся передают профессору сообщение: “Hello, world” - первое сообщение, переданное с компьютера на компьютер. Тем самым, учащиеся убеждают профессора, что они могут передавать информацию не только посредством мобильного телефона. Выполнение всех заданий сопровождается обсуждением теоретического материала со студентом профессора. Подчеркнем еще одну особенность. При прохождении этого квеста учащиеся создают практические продукты, поэтому такой квест может рассматриваться еще и как мастер-класс. Очень хорошо себя зарекомендовали задания на нахождение соответствия или на соотнесение информации. Например, в ходе прохождения квеста «Просторы Галактики» [Варфаламеева, 2021, с. 74-80] на одном из этапов учащимся предлагается посмотреть фотоальбом, в котором запечатлены знаменательные события из истории покорения космоса. Но порядка в этом фотоальбоме нет - все фотографии и надписи к ним перепутались. Учащимся необходимо правильно сопоставить события с фотографиями. Преимуществом «живых» квестов является то, что в сценарий можно добавить задания на развитие физической активности учащихся. Так, например, выполняя задание под названием «Операция «Камуфляж», учащиеся наряжают в костюм инопланетянина одного из участников команды, используя фольгу, пакеты и разные декоративные предметы. А после успешного прохождения квеста «Битва за планету Терра» [Варфаламеева, 2021, с. 125-134] девочка Молу (главная героиня квеста) предлагает учащимся станцевать под музыку зажигательный танец и показывает несложные ритмичные движения. Помогает сделать квест более наполненным и разнообразным использование медиа-ресурсов. Это могут быть фото- и видеофайлы. В частности, завершая квест «Просторы Галактики», учитель показывает учащимся, успешно спасшим Землю от столкновения с астероидом, видеофрагмент об уничтожении астероида в космосе. Кульминацией квеста «Вокруг света за 80 дней» является демонстрация учащимся фрагмента одноименного телесериала, из которого становится понятно, что главный герой мистер Фогг успел совершить кругосветное путешествие за 80 дней, а значит, квест учащимися успешно пройден. Таким образом, каких-то строгих ограничений по выбору заданий для квеста нет. Необходимо делать их максимально разнообразными, по возможности межпредметными, учитывать продолжительность выполнения заданий, требуемые ресурсы, динамичность прохождения квеста, возрастные особенности учащихся, технику безопасности. Карточки или слайды, на которых размещаются задания, также желательно оформить ярко и красочно, в сюжетной линии квеста. После подготовки заданий для квеста необходимо определить все необходимые ресурсы и оборудование. Важно помнить о том, что квест должен сопровождаться ярким оформлением - декорациями, костюмами, гримом, бутафорией, различным реквизитом, музыкальными и световыми эффектами. Это требование постарались учесть студенты института физики РГПУ им. А. И. Герцена при создании образовательного видеоролика «Квест-технологии при обучении физике» (https://youtu.be/98zW_0tkl6k). Также заранее важно продумать до нюансов правила прохождения квеста, состав команд, распределение ролей, длительность каждого этапа, возможные трудности и необходимые подсказки. Как известно, ожидание праздника не менее приятно, чем сам праздник. Поэтому не стоит забывать о стимулировании интереса к квесту у его планируемых участников. Для этого можно заранее анонсировать это мероприятие, разместив информацию на красочном плакате в кабинете физики или в инфозоне школы. При этом важно сохранять интригу, не разглашая все нюансы ожидаемого события. Несмотря на масштабность подготовки образовательного квеста и, как следствие, ресурсозатратность, квест-технологии обладают целым рядом достоинств: ▪ квест - это разновидность игровой технологии, а игра, как известно, была и остается эффективным средством обучения и воспитания детей; ▪ прохождение квеста - это интерактивная деятельность, предполагающая активное взаимодействие учителя с учащимися и учащихся между собой; ▪ во время квеста активность учителя уступает место активности учащихся и ведущее место отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся; ▪ квесты позволяют учителю контролировать деятельность учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом; ▪ квесты способствуют формированию разносторонней личности ребёнка благодаря развитию общекультурных компетенций; ▪ работа в команде, коллективный поиск истины, распределение ролей, взаимопомощь развивают у учащихся навыки кооперации; ▪ высказывание и аргументация своей точки зрения, отстаивание своих позиций в диалоге, развитие уверенности в себе, уважительное отношение к альтернативным мнениям способствуют формированию коммуникативных компетенций учащихся; ▪ квесты развивают наблюдательность, активность в поиске нового, самостоятельность в освоении окружающего пространства, способность к проведению самостоятельных наблюдений и экспериментов, проектированию и конструированию, тем самым приводят к развитию исследовательских и проектных навыков учащихся; ▪ квесты способствуют развитию мышления, так как на протяжении всего квеста учащиеся учатся думать, сталкиваясь с проблемными ситуациями, решая проблемные задачи, выбирая из нескольких решений наиболее рациональное; ▪ при прохождении квеста учащиеся генерируют идеи, ищут оригинальные решения и нестандартные подходы, что способствует развитию креативности и творческих способностей; ▪ квесты развивают навыки работы с информацией, полученной из разных источников и представленной в разных формах, умения анализировать, обобщать, делать выводы, тем самым способствуют формированию информационных компетенций учащихся; ▪ квесты предоставляют возможность учащимся принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, обеспечивают свободу выбора, развивают чувство ответственности; ▪ положительное оценочное отношение учащихся к своей деятельности, эмоциональный настрой при прохождении квеста способствуют интенсификации учебного процесса; ▪ совместная деятельность с целью решения общих задач и достижения результата поддерживает благоприятный климат в детском коллективе, помогает раскрытию индивидуальных способностей каждого учащегося; ▪ разнообразие типов и форм заданий в квестах позволяет максимально реализовать развивающую функцию обучения. Перечисляя достоинства квест-технологий, обратим внимание на имеющиеся ограничения: ▪ помимо большого количества времени на подготовку разработка квеста требует от учителя высокого уровня творческой активности; ▪ в отличие от многих дидактических игр, которые могут быть кратковременными и занимать незначительную часть урока, квесты, как правило, рассчитаны не менее, чем на один урок; ▪ квесты могут быть использованы при повторении и закреплении учебного материала, при его обобщении и систематизации, но проблематично их использовать для изучения нового материала; ▪ квесты можно рассматривать как средство контроля и проверки знаний учащихся, но только наряду с традиционными формами контроля; ▪ так как большинство квестов подразумевают активную совместную деятельность учащихся, нельзя не учитывать микроклимат и межличностные отношения в коллективе; ▪ для проведения масштабного «живого» квеста возникает необходимость задействовать несколько школьных помещений и пришкольную территорию, что требует согласования с администрацией школы. Проведенное исследование показывает, что использование квест-технологий предоставляет учителю возможность расширить спектр активных методов обучения, повысить мотивацию учащихся, вовлечь их в активную учебно-познавательную деятельность в сотрудничестве с учителем. Большое разнообразие видов и форм квестов, их образовательный потенциал позволяют предположить, что исследования в этой области будут продолжены.