TY - JOUR T1 - Использование игровых технологий на уроках русского языка как иностранного AU - Чуркина, В. К. AU - Ягодкина, М. В. AU - Иванова, А. П. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1017 N2 - Введение После распада Советского Союза, по разным источникам, число русскоговорящих сократилось на 50 млн человек! Но за последние 10 лет мы видим, как заинтересованность в изучении русского языка резко возрастает не только в странах ближнего, но и дальнего зарубежья. Это связано с тесным сотрудничеством России и стран СНГ. Русский язык является официальным и рабочим языком таких международных организаций как: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Не для кого не секрет, что некоторые страны бывшего СССР находятся за чертой бедности. Поэтому появляется необходимость работать в России. В связи с чем поставлена государственная задача адаптации детей к изучению русского языка. Русский язык - один из самых сложных языков мира, он занимает 3 место после китайского и арабского. Причин этому много. В фонетической системе количество звуков и букв не совпадает, ударение плавающее и непостоянное, произношение гласных меняется в зависимости от того ударный звук или безударный. В морфологической структуре тоже есть свои особенности, взять хотя бы такие сложные грамматические категории как: род, число и падеж. А обилие запятых в пунктуации, от которых в корне может измениться контекст предложения, вызывает колоссальную сложность при его изучении. Возможно, проблема в самой системе преподавания, которая перегружена правилами и не дает практических навыков грамотной речи и письма. Для того чтобы учителю продуктивно и качественно провести свой урок, преподнести материал таким образом, чтобы все ученики были вовлечены в учебный процесс и у каждого появилось желание изучить что-то новое, поэтому необходимо вовлечь ребенка в образовательный процесс, используя различные эффективные технологии, методы и приемы обучения. Одной из таких эффективных технологий является технология использования развивающих игр. Методика Игра является важнейшей частью формирования личности ребенка с древнейших времен. Она всегда была неразрывно связана с жизнью человека, отражала культуру и жизненный уклад общества, готовила подрастающее поколение к взрослой жизни посредством разнообразной игровой деятельности, направленной на формирование самосознания и мировоззрения. Русский язык как иностранный - учебный предмет, который нацелен на преподавание русского языка учащимся, не являющимся его носителями. Поэтому перед педагогом ставится непростая задача: привить интерес не только к его урокам, но и ко всей культуре России в целом. По мнению А. Э Массаловой: «в процессе выработки речевых компетенций, необходимых для овладения иностранным языком в рамках профессионально ориентированного обучения, нередко возникают трудности, связанные со снижением учебной мотивации» [Массалова, 2016]. Отсюда следует, что важной тенденцией в построении урока и развитие мотивации является использование игровых технологий. Игра - неотъемлемая часть жизни младших школьников. В отличие от учебных занятий, в игре учащиеся получают знания не напрямую от педагога, а сами, играя. Задача обучить чему-то замаскирована, мотивом ее выполнения становится естественное для ребенка желание играть. В процессе таких игр при решении разнообразных задач у детей развиваются процессы мышления, например, сравнение, анализ, умозаключение и т. д. На сегодняшний день под термином «педагогическая технология» мы понимаем разновидность процесса обучения, который базируется на том, что она представляет собой совокупность необходимых методов и приемов для эффективного обучения. Г. К. Селевко выделил 10 основных педагогических технологий. Среди них на первом месте стоят именно игровые. 1. Игровые технологии. 2. Коммуникативное технологии. 3. Объяснительно-иллюстративные. 4.Технологии развивающего обучения. 5. Проблемное обучение. 6. Программированное обучение. 7. Технологии саморазвития. 8. Творческие и проектные технологии. 9. Саморазвивающее обучение. 10. Информационно-коммуникативные технологии с использованием компьютера. По определению Г. К. Селевко, «игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [Селевко, 2005, с. 45]. Игровая технология - целостная система, которая является неотъемлемой частью педагогического процесса. Она включает в себя разнообразные методы, приемы и упражнения, направленные на развитие умственных и творческих способностей ребенка. В современной системе образования на первый план выходит цель по становлению личности ребенка, социального человека. Активность ученика в процессе обучения является главной задачей любого педагога. Такая активность формируется с помощью педагогических технологий. В результате включения игры в обучение развиваются игровые технологии. Игровые технологии в практике преподавания РКИ В обучении РКИ игровые технологии помогают решить многие коммуникативные задачи, дают возможность имитировать конкретные речевые ситуации, что подготавливает учащихся к взаимодействию в языковой среде. Применяемые на уроках игровые задания - это «разнообразные виды (внутригрупповые, межгрупповые) активности обучающихся, которые являются решающим условием игровой эффективности взаимодействия» [Чернышенко, 2016, с. 136]. Основной целью РКИ является развитие лингвокультурной, коммуникативной, языковой компетенции. Поэтому игры используются для формирования коммуникативных отношений как между учащимися класса, так и между ними и учителем. Не стоит забывать, что игровые технологии обладают мощным мотивационным потенциалом к развитию речи учащихся, усвоению сложных тем и расширению словарного запаса. На данный момент я преподаю в школе № 16 Сардобинского района Республики Узбекистан. По своим наблюдениям я выделила 7 ключевых особенностей по снижению интереса к урокам русского языка как иностранного. 1. Неправильно и неграмотно подобрано содержание материала; 2. Как правило, дети занимаются в одном классе и не разделяются на подгруппы, что усиливает сложность преподавания; 3. Учитель ведет урок на родном (узбекском) языке, что влечет за собой отсутствие языковой среды; 4. Недостаточное владение педагогом методами и приемами обучения детей; 5. Проблемы в выстраивании взаимоотношений, общения с детьми, неумение выстраивать взаимодействие на уроках внутри детского коллектива, их взаимодействия между собой; 6. Новый учебный комплекс под редакцией Е. А. Хамраевой, который в 2022 году проходит апробацию, достаточно сложный и не соответствует реальным знаниям учащихся. Отсутствие понимания у школьника существующей межпредметной связи и связи полученных знаний и умений с повседневной жизнью. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей. Она используется также на уроках разного типа. Например, на уроках открытия новых знаний можно использовать игры на соответствие и ассоциации, которые помогут настроиться на изучение незнакомой темы и снимут эмоциональный барьер учащихся. При составлении любой игры нужно учитывать возрастные особенности учащихся, а также их возможности, то есть в игру не стоит включать задания из тем, которые ученик еще не усвоил. Задания нужно подготовить таким образом, чтобы школьники усвоили ранее полученную информацию и отработали ее на практике. Многие исследователи, педагоги и лингвисты предлагали различные классификации игр. Приведу наиболее эффективные. Они обладают высокой дидактической эффективностью. Помогают активизировать мыслительную функцию. В учебниках, как правило, игровые задания немногочисленны, и они не содержат полноценного материала для усвоения знаний учащихся. Поэтому предлагаю свои наиболее распространённые игры. Чаще всего классификация игр по русскому языку опирается на разделы лингвистики, одну из них предложила Е. П. Гарная [Гарная, 2018]: 1. Фонетические игры: постановка правильного произношения. При изучении разделов «Фонетика и орфоэпия» школьники изучают звуки и буквы русского языка, знакомятся с фонетическим составом особенностями речи. Здесь целесообразно использовать фонетические игры и упражнения. Эти игры должны быть направлены на устранение недостатков произношения твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков, постановку правильного произношения и фонемного различения слов. «Угадай первый звук». В произнесённых учителем словах дети должны угадать первый звук (йод, кит, счёт, гриб). Сложность заключается в том, что необходимо назвать именно звук, а не букву. Так в слове «счёт», звуком будет считаться «[ш′]», а не «[сч′]». Логогриф - такая форма игры, при которой отнимается одна буква или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове «плот» после первой буквы вставить букву «и», то получится слово «пилот». Школьники не всегда знакомы с такой игрой, им будет интересно познакомиться с ней поближе. «Цыплёнок». При изучении звуков особую сложность доставляет произношение звука «ц», так как в узбекском языке он отсутствует. При написании они часто пишут «с» вместо необходимого «ц». В данной игре происходит отработка произношения этого сложного звука. Учитель показывает изображение цыпленка, который «питается» словами, где есть буква «ц». Например, цыгане, пшеница, зарница, цепляться, улица, курица, царица и т. д. 2. Лексические игры: направлены на расширение словарного запаса, усвоению и запоминанию новых слов. Раздел «Лексика» включает в себя изучение лексического состава русского языка. Здесь изучаются - слово и его лексическое значение, однозначность и многозначность слова, омонимы, синонимы, антонимы. Как показывает практика учащиеся любят изучать новые слова, поэтому каждый урок я начинаю с отработки новых слов. Лексические игры направлены на обогащение словарного запаса и развитие устной и письменной речи учащихся. «Справочное бюро» поспособствует развитию навыков работы со словарем. Учащимся дается текст, в котором выделены слова, их необходимо найти в словаре и перевести на свой родной язык, а затем объяснить их лексическое значение. Например, слово «стакан» по-узбекски “shisha”. Его значение - прозрачный сосуд. Кроссворд - самая популярная игра у школьников. Здесь мы отрабатываем изученную лексику. Например, части тела, овощи, фрукты, предметы одежды, времена года. Тема может быть абсолютно любой. На своих уроках я часто применяю данный вид деятельности. «Клеточки». Учащиеся чертят в тетради таблицу из 6 клеток, далее их необходимо заполнить цифрами от 1 до 10, но клеточек - 6. Учитель хаотично называет числа, а школьникам необходимо вычеркнуть их из таблицы, выигрывает тот, кто первый справиться с заданием. Элемент соревнования замотивирует учащихся и благодаря этому они запомнят числа быстрее. Игру можно провести и со словами. «Снежный ком». Всем известная игра, вариаций которой очень много. Учитель кидает мяч (снежок) одному из учеников, далее задают вопрос или слово связанное с темой урока, а следующий должен повторить все сказанное ранее. Например, овощи: помидор, капуста, огурец, морковь и т. д. Выбывает тот, кто забывает правильную последовательность слов. 3. Морфологические игры: помогают в усвоении грамматики. Задания и игры, использованные при изучении грамматики, желательно применять для качественного усвоения учащимися грамматических правил и грамматических категорий: падежных форм имени существительного и прилагательного, категории числа и рода, а также времени, лица и числа глаголов. Грамматика - один самых сложных разделов русского языка. Иноязычным учащимся достаточно сложно понять почему «мама красивая», а не «мама красивый». «Кого я вижу, что я вижу?» Поможет разграничить имена одушевленные и неодушевленные. Я вижу (кого?) голубя, вижу (что?) скамейку. Эту игру лучше проводить на улице, когда перед глазами много объектов. «Найди ошибку в предложении». Например, ставить в стол (правильно: на стол). Учащимся необходимо найти ошибку в предложении исправить ее. «Угадай предмет по описанию» - игра, цель которой угадать предмет по его внешним признакам. Яблоко: круглое, красное, румяное, сладкое, сочное. Необходимо по данным характеристикам распознать яблоко. 4. Синтаксические игры: постановка знаков препинания и составление предложений. Интеллектуальная игра «Шеренга». Суть этой игры заключается в следующем: учащиеся выстраиваются в шеренгу, учитель по очереди задает вопросы каждому, тот кто правильно отвечает, встает в конце колонны, если ответ неверный, то участник выбывает из игры. Победителем становится участник, который ответил на все вопросы. Данная игра способствует проверке полученных знаний на практике, а элемент соревнования задаст дополнительный азарт при ответе на вопросы. Например, при изучении состава предложений подойдет игра «Найди пару», необходимо соединить половинки предложений. Учитель раздает карточки двух цветов: красные и зеленые. На них написано начало или конец фразы. 1. Мне; 2. Семь лет. 5. Орфографические игры: закрепляют правила орфографии. При рассмотрении раздела «орфография» школьники изучают орфограммы в словах. «Огоньки». Цель данной игры «зажечь» огоньки над изученными орфограммами в слове. Например, на доске пишем слово «машина», здесь отмечаем красным маркером или карандашом «огонёк» над орфограммой «ши». «Самый внимательный». Учителю необходимо подготовить текст без заглавных букв, а учащимся расставить их, где это необходимо. Выигрывает самый внимательный ученик. Другая классификация разбивает игры по форме их проведения. Наиболее распространёнными являются игры-путешествия, игры-упражнения, игры-состязания, конкурсы, игры-загадки, игры-поручения, диктанты-молчанки, развивающие карточки и другие. Игра-путешествие достаточно актуальна на уроках русского языка как иностранного. Она направлена на развитие познавательной активности, творческих способностей, а также служит для сплочения детского коллектива. Подобные игры могут быть ориентированы на изучение, осмысление и закрепление учебного материала. Методика проведения исходит из передвижения от станции к станции. На этапе планирования игры происходит определение станций и планирование маршрута. Традиционное оборудование игры-путешествия - это маршрутный лист или карта путешествия. Продолжительность игры зависит от поставленных педагогом целей. Она может быть использована в течение урока, дня или целой четверти [Золотова, 2016]. Выводы На уроках РКИ дети много пишут, читают, выполняют упражнения, учат правила. Отсюда утрата личного интереса учащихся к предмету. Перед учителем появляется задача: как сделать стандартный урок занимательным для ребёнка? Для достижения данных намерений занятие выстраивается таким образом, чтобы дети были активными и вовлеченными в учебный в процесс. А это возможно лишь при одном условии: когда урок увлекателен. Таким его сделает использование различных игровых технологий. Использование предложенных мною игровых технологий способствует развитию иноязычных навыков и развитию творческих способностей учащихся.