@article{Сидоров2023-04-11, author = {С. В. Сидоров, М. В. Ягодкина, А. П. Иванова}, title = {Возможности регулярного дистанционного взаимодействия с российскими образовательными организациями при изучении русского языка школьниками в Узбекистане}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Введение На постсоветском пространстве русский язык традиционно является средством межнационального и международного общения, играя ведущую роль в укреплении дружбы и развитии сотрудничества между народами, в частности, между народами России и Узбекистана. В связи с этим трудно переоценить важность работы, проводимой Международным центром образования «Интердом» им. Е. Д. Стасовой совместно с Национальным исследовательским институтом профессионального развития и обучения педагогов новым методикам имени А. Авлони. Проект «Российский учитель за рубежом» успешно развивается в Республике Узбекистан, внося существенный вклад в обучение на русском языке, в популяризацию русского языка, помогая узбекским педагогам осваивать новые технологии обучения, перенимать опыт российских коллег. Обмен опытом российских и узбекских учителей в вопросах преподавания русского языка, безусловно, необходим и полезен уже сам по себе. Однако не следует забывать и такой аспект, как общение узбекских школьников с носителем языка. В изучении иностранных языков общение с носителями изучаемого языка играет важную роль. Российские учителя не просто преподают, своей речью они задают определённый языковой эталон. Общение узбекских школьников с носителями русского языка имеет огромную ценность в условиях местной языковой среды. Однако в большинстве случаев опыт такого общения ограничивается одним учителем или небольшим количеством русскоговорящих педагогов. Как расширить этот опыт, включить в круг общения новых носителей русского языка, расширить тематику общения и заинтересовать детей новыми перспективами освоения русского языка? Один из путей решения мы видим в использовании современных информационно-коммуникационных технологий, в частности, видеоконференцсвязи Zoom. Цифровая трансформация образования, происходящая сегодня [Паспорт стратегии…], определяет развитие школы и педагогики на ближайшие годы и предполагает не только активное внедрение новых цифровых средств обучения, но и обновление содержания и организационных форм образовательного процесса, иное понимания учебного материала. Современные исследования показывают значительный потенциал такого формата в учебном процессе [Тютькова, 2016, с. 133]. В частности, Ю. А. Баскаков и О. М. Соболева определяют место видеоконференций в среде интернет-обучения [Баскаков, Соболева, 2010], а И. К. Бекасовым выявлен лингводидактический потенциал видеоконференцсвязи, обеспечивающий интеракцию студентов с носителями языка [Бекасов, 2007]. 1. Использование видеоконференцсвязи для расширения круга общения узбекских школьников на русском языке Формат видеоконференцсвязи избран нами для реализации проекта «Общение без границ» в школе № 1 Турткульского района. Участники видеоконференций - узбекские и российские сверстники, а также российские студенты - будущие учителя русского языка и литературы, русского как иностранного. Регулярность такого общения обеспечивается планированием видеоконференция на весь учебный год. На данный момент имеются договорённости о проведении совместных видеоконференций с рядом российских школ Курганской, Свердловской и Тюменской областей, а также с Шадринским государственным педагогическим университетом, проведена одна видеоконференция. Тематика видеоконференций, запланированных на 2022-2023 учебный год. 1 четверть. «Родина большая и малая» (общие сведения о стране, о родном крае). Сентябрь. «Моя страна и мой край». Октябрь. «Моя школа и мои учителя». 2 четверть «Народные обычаи и традиции». Ноябрь. «Календарь народных праздников». Декабрь. «Как встречают Новый год в наших странах». 3 четверть «Мир культуры и искусства» (литература, живопись, архитектура, музыка, кино России и Узбекистана). Январь. «Литература народов России и Узбекистана». Февраль. «Туристические маршруты России и Узбекистана». Март. «Современное искусство России и Узбекистана». 4 четверть. «Дружба народов». Апрель. «Дружба народов - не просто слова». Май. «Великая Отечественная война в судьбах России и Узбекистана» Июнь. «Русский диалог». Совместный проект российских и узбекских школьников. 2. Общение узбекских и российских школьников в формате видеоконференцсвязи Приведём пример проведённой нами в начале 2022-2023 учебного года видеоконференции «Моя страна, мой край», в которой приняли участие десятиклассники из России и Узбекистана. Площадками онлайн-встречи стали школа № 1 Турткульского района Республики Узбекистан и гимназия № 9 города Шадринска Российской Федерации. Школьники рассказали друг другу о своих городах, задали вопросы о жизни в Узбекистане и России. Участники видеоконференции проявили интерес к повседневной жизни своих сверстников, к их учебным и спортивным делам, к развлечениям и отдыху, выразили желание продолжить общение в формате видеоконференцсвязи. Регламент видеоконференции. 1. Организационное начало (подключение по Zoom, приветствие участников, сообщение темы и задач). 2-3 минуты. 2. Сообщение с презентацией о стране (кратко), о регионе (тоже кратко) и о городе (подробней). 6-7 минут на сообщение, всего 13-15 минут. 3. Беседа - участники задают друг другу вопросы друг другу о крае, городе, стране. Всего 10-15 минут. 4. Подведение итогов. 2-3 минуты. Итого 30-35 минут. В качестве примера приведём содержание презентации о Турткуле. Слайд 1. Здравствуйте. Мы расскажем вам о нашем крае и о нашем родном городе Турткуле. Слайд 2. Мы живём в Узбекистане. Республика Узбекистан находится в Средней Азии. На севере и западе она имеет границу с Казахстаном, на востоке - с Кыргызстаном и Таджикистаном, а на юге - с Туркменистаном. У нас нет общей границы с Россией, но это не мешает дружбе наших стран. Слайд 3. Турткуль - административный центр Турткульского района Республики Каракалпакстан. Каракалпакстан - самый большой по площади регион Узбекистана. Он занимает примерно 40% пощади страны. Однако численность населения у нас невелика, всего около двух миллионов. Это потому, что 80% Каракалпакстана занимает пустыня. Большинство городов распложено вдоль русла Амударьи. Слайд 4. Наш город был основан в 1873 году как русский военный посёлок, укрепление на южной границе России. До 1920 года он назывался Петроалександровском и был резиденцией начальника Амударьинского отдела Туркестанского военного округа. В 1920 году Петроалександровск переименовали в Турткуль, потому что раньше на этом месте находилась хорезмская крепость Турткуль. В 1925-1932 годах наш город был столицей Каракалпакской АССР, но потом столицу перенесли в Нукус, потому что Турткуль тогда стоял на берегу Амударьи и постоянно страдал от наводнений. В 1949 году город был перенесён в другое место, и сейчас Амударья находится далеко от нас. Получается, что современный Турткуль - это довольно молодой город, возникший на новом месте всего 73 года назад. Слайд 5. Если вы будете искать в интернете информацию о Турткуле, то обязательно увидите фотографию нашей мечети. Она действительно очень красивая. Но у нас есть и другие достопримечательности. Слайд 6. Здание почты в центре города привлекает внимание необычной «башней» с часами-курантами. Это тоже одно из узнаваемых зданий Турткуля. Слайд 7. Через город проходит канал Багъяп, который несет воды из Амударьи в пустынные земли на север Каракалпакстана. Слайд 8. В нашем городе нет больших торговых центров, вместо них рынок. Рынок в Турткуле удивляет приезжих своими размерами. Для небольшого городка он просто огромен. Как и в торговом центре, здесь можно провести весь день, недорого перекусить, отдохнуть и продолжить покупки. Слайд 9. Дом культуры в Турткуле - это красивое современное здание. Здесь работают различные кружки, проходят концерты и другие культурные мероприятия. Слайд 10. Возле дома культуры установлен памятник народному артисту Атаджану Худайшукурову, который родился в Турткуле. Слайд 11. Атаджан Худайшукуров - советский артист, исполнявший музыку в народном стиле. Он был певцом, музыкантом, поэтом, композитором и актёром. Удостоен званий народного артиста Узбекистана, Туркменистана, Татарстана, Каракалпакстана. Слайд 12. Музей Атаджана Худайшукурова находится в его бывшей квартире. Здесь бережно хранятся личные вещи артиста, его награды, музыкальные инструменты, на которых он играл. Слайд 13. Еще один наш земляк прославился в спорте. Султан Рахманов - советский тяжелоатлет, чемпион Европы и мира, чемпион Московской олимпиады 1980 года. Слад 14. В нашем городе много школ и детских садов. Есть несколько колледжей: банковский, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, промышленно-транспортный. Слайд 15. Мы учимся в школе № 1 имени Анатолия Васильевича Луначарского - наркома просвещения СССР. Это старейшая школа в нашем городе. В школе около тысячи восьмисот учеников, уроки идут шесть дней в неделю в две смены. Русский язык в классах A и B изучается ка родной, а в остальных классах - как иностранный. Слайд 16. Мы можем ещё многое рассказать о своём городе. Но пора заканчивать. Спасибо за внимание. Вопросы, заданные российскими школьниками. Какая погода сейчас в Турткуле? В вашей школе учился олимпийский чемпион Султан Рахманов. Наверно, вам часто приводят его в пример. Расскажите, как у вас в школе развит спорт, какими видами спорта вы увлекаетесь, какие спортивные достижения есть у нынешних учеников. Мы знаем, что в Узбекистане есть древние города и много мест, которые привлекают туристов. Какие из них находятся ближе всего к Турткулю? Что там можно посетить? Хочу спросить про Аральское море. Судя по карте, оно почти исчезло. Как это повлияло на климат, на жизнь людей? Какие кружки, внеурочные занятия вы посещаете, чем увлекаетесь? Как вы отдыхаете, как проводите каникулы? Вопросы, заданные узбекскими школьниками. В начале презентации было изображение животного. Это герб Шадринска? Какое животное на нём изображено? Какие достопримечательности есть в вашем городе и рядом с ним? Расскажите, какие развлечения есть в Шадринске. Легко ли учиться в российской школе? Сколько у вас уроков, сколько смен? В вашей школе есть кружки, спортивные секции? Вы посещаете внеурочные занятия? Какие? Чем вы любите заниматься в свободное время? В ходе рефлексии проведённой видеоконференции мы выяснили, что данный формат общения вызвал интерес у узбекских школьников, они готовы к дальнейшему общению с российскими сверстниками, к расширению тематики общения. Особый интерес вызвали аспекты повседневной жизни в России, возможности школьников для занятий спортом, для интересного проведения свободного времени. 3. Ведение дистанционных занятий с узбекскими школьниками студентами российских педвузов В связи с мерами против коронавирусной инфекции дистанционная работа с учениками стала весьма распространённой в российском образовании, поэтому практика студентов во многих российских педагогических вузах сегодня планируется с учётом вероятности введение дистанта в период практики. Вместе с тем, для студентов, обучающихся по профилю «Русский язык как иностранный», зачастую нет возможности походить практику непосредственном контакте с учениками ввиду отсутствия в непосредственной близости от их вуза школ с классами для детей-иностранцев. Таким образом, включения студентов - будущих учителей РКИ в дистанционное взаимодействие со школьниками из другой страны является хорошей возможностью для организации их практики. Такой опыт имеется, в частности, у Шадринского государственного педагогического университета. Участие студентов в видеоконференциях с учащимися школы №1 Турткульского района планируется в соответствии с планами практик этого вуза. Форматы взаимодействия с детьми - видеоконференцсвязь и мессенджеры, адаптированные для задач обучения, а также университетская электронная образовательная информационная среда, обеспечивающие связь в режиме онлайн. В настоящее время нами разрабатывается тематика уроков и внеурочных занятий по русскому языку, в проведении которых будут задействованы студенты-практиканты. Выводы 1. Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать общение узбекских школьников с носителями русского языка дистанционно, сделать его регулярным и разнообразным. 2. К основным возможностям дистанционного взаимодействия с российскими образовательными организациями при изучении русского языка в Узбекистане мы относим организацию общения со сверстниками из российских школ в формате видеоконференцсвязи, а также ведение дистанционных занятий с узбекскими школьниками студентами российских педвузов.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/1014}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/1079}, }