RT - SR - Electronic T1 - Методологические аспекты преподавания русского языка в сельской школе Узбекистана SP - 2023-04-11 A1 - Самарцев, В. В. A1 - Федотова, Н. С. A1 - Игнатьева, Н. Д. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1012 AB - Два месяца назад я приехал в Узбекистан для участия в проекте «Класс! (Зўр!)» в качестве учителя русского языка. Местом моей работы стала школа № 2 Пешкунского района Бухарской области. Это обычная сельская школа: здесь нет русских классов, и на изучение языка предусмотрено лишь два часа в неделю. Но мне повезло с поддержкой администрации - для занятий был выделен отдельный кабинет, оснащённый компьютером с Интернет подключением и многофункциональным сенсорным экраном. Такого оборудования я не видел ни в России, ни, допустим, в Китае, и показательно уже то, что выиграно оно по гранту коллегами с отделения английского языка, а передано в эксплуатацию учителю-»русисту». Знакомство с классами (нагрузка - 20 час., классы - с 4-х по 8-е) и входное тестирование выявили следующие проблемы: ▪ недостаток часов в расписании, причём один-два дополнительных урока в неделю уже позволили бы создать подобие языковой среды ▪ во всех возрастных группах есть ученики, которые пишут медленно и неразборчиво ▪ ученики могут обладать определённым словарным запасом и в то же время затрудняться с его использованием в устной речи ▪ отсутствие языка посредника сказывается на общении между педагогом и учащимися ▪ непривычно шумное поведение в аудитории. С другой стороны, первые уроки показывают, что традиционные методы преподавания РКИ эффективны и в отдалённых школах, а также могут быть полезны учителям-предметникам. Пользуясь опытом работы преподавателем в России (английский язык), Китае (РКИ, экономическая теория на русском языке) и Узбекистане (РКИ), хочу поделиться своим подходом к подготовке аудиторного занятия. Основные аспекты при подготовке аудиторного занятия 1. Функциональность предлагаемого материала, т. е. его применимость в повседневной жизни. К примеру, в теме «Традиции» можно визуально продемонстрировать, но не стоит тратить время на изучение анахронизмов купец, самовар, баян, щи, матрёшка, лапти. Или таких, пусть и популярных за рубежом, литературных персонажей, как Незнайка, который (трудно поверить) был символом национальных достижений России на Всемирной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае. 2. Разнообразие форм обучения, т. е. сочетание чтения и аудирования, говорения и письма; практики монологической и диалогической речи; индивидуальной и групповой работы и т. д. Желательно выполнить за урок 8-9 заданий, объединённых конкретной тематикой. 3. Упор на фронтальном опросе для сохранения высокого темпа урока на протяжении всех 45 минут. При работе в сельской школе, где ученики обычно очень непосредственны в поведении и нестабильны эмоционально, достоинства этой формы контроля (одновременный охват всей группы, моделирование свободной беседы, активизация мыслительной деятельности и быстроты реакции, борьба с неизбежными подсказками с места) превосходят её недостатки (невозможность уделить внимание каждому в отдельности и оценить его знания). Для повышения эффективности работы заранее продумываются формулировки вопросов и заданий, и не допускается переход на индивидуальную форму контроля [Щукин, 2003, с. 285-286]. 4. Новизна подачи материала, т. е. отказ от повторения одних и тех же упражнений, чтобы уроки не превратились в скучную рутину. Так, технику чтения можно проверить и воспроизведением отрывка на оценку, и произнесением по одному предложению по цепочке, и поиском в тексте предложения по его началу (окончанию) с последующим прочтением. 5. Поддержание интереса к урокам регулярными конкурсами, а также игровыми и шуточными упражнениями. Допустим, младшим классам всегда нравится перебрасываться с учителем теннисным мячом при заучивании (повторении) новых слов. 6. Баланс между запросами «сильных» и «слабых» учеников. Обычно уровень знаний и мотивации в классе не однороден. Одни быстро улавливают суть и торопятся ответить, другие, не получив должного внимания, начинают заниматься посторонними делами. Важно заранее продумать, как дифференцировать подход, чтобы каждый ученик выполнил свою часть задания. Например, при работе в парах один читает абзац текста (ключевое слово или термин), а его товарищ объясняет идею автора (подбирает синоним, даёт определение). Принципы работы «русистов» и «предметников» примерно одинаковы, с той поправкой, что учителям географии, биологии, физики, химии следует отводить на каждую тему вдвое больше времени, снимая языковые трудности, прежде чем приступить непосредственно к изучению материала. Процесс изучения предмета лучше разделить: 1. Этап РКИ: знакомство с терминами и отработка общей лексики по данной теме; работа с текстом (описание биографии учёного, хронология событий, изложение базовых и современных концепций, ввод страноведческой информации); выполнение упражнений для проверки понимания текста, заучивания ключевых фраз и разбора грамматических структур. 2. Теория предмета: чтение мини-лекции, приведение примеров, объяснение затруднительных случаев и исключений из правил. 3. Практика: написание учащимися тестов, решение задач, заполнение таблиц, выполнение лабораторных работ. Конкретные упражнения, которые я использую на первом уроке в 4-х - 5-х классах В младших классах на первых порах, когда нужно составить впечатление об уровне языковой подготовки школьников, занятие может строиться таким образом: 1. Пятиминутная фонетическая зарядка, направленная на отработку сочетания звуков [ш - с], [с - ш] (скороговорка «Шла Маша по шоссе и сосала сушку»). 2. Десять минут на интерпретацию ситуации «Разговор на улице». Пары учеников по очереди выходят к доске и обыгрывают типичный диалог между незнакомыми друг с другом собеседниками. Модель: - Доброе утро! - Привет! - Как дела? - Хорошо, спасибо. А ты как поживаешь? - Отлично. Моё имя … . А как зовут тебя? - … . Приятно познакомиться. - Мне тоже. До встречи. - Пока. Это примерный план диалога. Приветствуется расширение разговора за счёт дополнительных реплик, таких как: Сколько тебе лет? Из какой ты страны? Где ты живёшь (город)? Ты учишься в школе (какой класс)? У тебя есть увлечение (я люблю …)? 3. Семь минут на проверку знания цифр. Модель: ▪ решите математические примеры, данные в цифровом (7 + 15 = ?) или письменном виде (пять * три = ?), и дайте ответ на русском языке ▪ закончите последовательность (2, 4, 6, 8, ?) ▪ на разделённой пополам доске два ученика пишут на скорость числа (можно прописью), объявляемые из класса ▪ в круге на доске написаны слова, обозначающие цифры от 0 до 100. По команде ученики закрывают глаза, затем учитель стирает одну из цифр. Требуется вспомнить, какая цифра исчезла 4. Пять минут на повторение лексики по теме «Семья». Модель: ▪ ввод слов (мама, папа и др.) с помощью карточек наглядности ▪ разгадать анаграмму (сстеар - сестра, укдадеш - дедушка) листочки с изображением членов семьи раскладываются на столе, и даётся пять секунд на запоминание порядка, в котором они лежат. Затем картинки переворачиваются лицевой стороной вниз. Соревнующимся школьникам предлагается коснуться нужной карточки, кто быстрее. 5.Три минуты на чтение текста «Моя семья». Я хочу рассказать о своей семье. Моя семья большая. Нас 9 человек. Это: мама и папа, брат и сестра, бабушка и дедушка, тетя и дядя, и я. Мы живём вместе (недалеко друг от друга). У нас есть домашний питомец - чёрная кошка. Я люблю свою семью. 6.Семь минут на рассказ нескольких учеников о своей семье по аналогии с вышеуказанным текстом. 7.Пять минут на повторение «Дней недели» в виде вопросов и ответов. Модель: - Какой сегодня (вчера, завтра, через два дня, 1 октября) день недели? - Какие дни недели начинаются с одинаковой буквы? - В каких словах по теме есть 5 букв (семь букв, в том числе буква «б») и т. д. 8.Оставшиеся три минуты на словарную работу «В классе». Ученики ловят брошенный им мяч и стараются назвать как можно больше предметов и объектов, расположенных вокруг них (окно, книга, ручка, компьютер, стол, портфель). Таким образом, за один урок в лёгкой игровой манере можно получить представление о языковой базе учеников и принять решение, в каком направлении двигаться дальше. Стандартный урок в течение семестра Центральной частью урока для меня является работа с текстом. У учащихся всегда должен быть речевой эталон, который служит примером, поэтому тексты подлежат отбору: ▪ при обучении устному общению предполагается использовать отобранные клише в монологах, диалогах, полилогах; при тренировке письменного общения даются образцы различных жанров письменной речи; ▪ необходимо понимание, что преждевременный ввод оригиналов художественной литературы превратит чтение из удовольствия в мучение. Обработать текст можно путём сокращения (т.е. исключением некоторых абзацев или сложных оборотов), переложения (изменением структуры текста, заменой грамматических конструкций, отдельных слов и частей предложений), развёртывания (осложнённый отрывок текста видоизменяется в несколько простых предложений); показать, как функционирует слово и фраза, одновременно не демотивируя учащихся сложностью аутентичных произведений, помогают учебные тексты. Хорошо, если они обладают выраженной сюжетной линией, удобны для изложения в любой форме, позволяют организовать дискуссию по затронутой проблеме. Помимо этого, следует обращать внимание на познавательную ценность текста, стремиться к повышению общей эрудиции и культуры учащихся [Акишина, Каган, 2002, с. 46, 48-50]. Главным вызовом для меня является вопрос, как в условиях сельской школы презентовать подготовленные самостоятельно тексты. Это непросто технически: делать распечатки накладно, телефонная съёмка и копирование на электронные носители исключены. Компромиссный вариант состоит в том, что учащиеся организованно остаются после уроков на 15-20 минут и заносят материал с демонстрационного экрана себе в тетрадь, чтобы иметь возможность читать и переводить дома. Другая возможность - переписывание учащимися текста во время урока комбинируется с одновременным опросом домашнего задания в индивидуальном порядке. Набор пред- и послетекстовых упражнений практически неисчерпаем и зависит от фантазии учителя. Я стараюсь концентрироваться на расширении лексического запаса школьников; на том, чтобы каждый имел возможность высказаться по 5-10 раз за 45 минут, пусть даже и с самой незначительной репликой. Например, по теме «Еда. Продукты питания» можно попробовать следующие универсальные задания, которые легко встроить в любой урок: ▪ Вопросы для беседы: Ты можешь готовить? Сколько времени требуется, чтобы приготовить обед на большую семью? Что лучше: кушать дома или на улице? Какие блюда готовят в вашей стране на праздник? ▪ Прочитайте слова в строчке: винегретмакаронывкусноблюдокурица ▪ Найдите категорию и подберите для неё слова: ресторан (категория) = меню, официант, счёт, чаевые морепродукты (категория) = рыба, суши, кальмар, ракушка ▪ Назовите свой любимый вкус. Дайте примеры продуктов с указанными свойствами: сладкий, солёный, горький, кислый сладкий - шоколад, мороженое; горький - перец, лук ▪ Назовите страну, где любят готовить эти блюда: блины, пицца, гамбургер, плов, овсяная каша ▪ Проголосуйте за наиболее (наименее) популярное блюдо в вашей стране Сопоставьте фрукты и овощи разного цвета: желтый - яблоко, красный - помидор ▪ Скажите одним словом: Традиционный русский суп с мясом и овощами - это … ▪ Выделите личные местоимения в словах: лимон, тыква, ягода ▪ Напишите, как вы понимаете выражение: Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить (Сократ) Структура занятия для работы со старшим возрастом сложнее, причем на первых порах (этап РКИ) знакомство с ней будет полезно и учителям-предметникам. Я не преподаю в своей школе специальные дисциплины, поэтому возьму за образец компиляцию уроков по экономической теории [JA Economics, 2001; Samartsev, 2007], проведённых в Китае (язык посредник - английский). Сам принцип организации работы методами РКИ в любом случае остаётся неизменным. Модель урока по специализированной дисциплине 1. Предтекстовые задания: - прежде всего, необходимо снять языковые и смысловые трудности, связанные с терминами и устойчивыми выражениями, именами упомянутых в тексте исторических деятелей, географическими наименованиями, культурными особенностями стран или эпох; - выделить части слов, образованных сложением двух или более основ общепринятый = общий, принять первоклассный = первый, класс; - прочитать ключевые слова хором и/или индивидуально по цепочке с акцентом на отработку правильного произношения; - найти к уже знакомым словам синонимы (рынок - базар) или антонимы (купить - продать) из списка новой лексики; - составить предложение с использованием нужного выражения: «инвестировать капитал» - Новая налоговая политика поощряет бизнесменов инвестировать капитал в добывающие промышленности. 2. Проверка точности перевода учениками текста: - вопросы на общее понимание; - расширить утверждения фактами из текста: Государство благосостояния описывается как … (страна, в которой большинство предприятий принадлежит частным владельцам, а распределением ресурсов занимается государство); - согласиться или опровергнуть следующие утверждения: Домохозяйство - группа людей, которые складываются своими доходами и собственностью, чтобы принимать экономические решения совместно - Вы (не)правы, потому что … 3. Послетекстовые задания: - задать вопросы к предложениям из текста; - опираясь на текст дополнить словосочетания по схеме «прилагательное + существительное»: … преимущество (ценовое), … баланс (торговый); - выделить слово, которое является лишним в данном списке: компания - фирма - предприятие - акция - составить предложение из мозаики слов и словосочетаний: Называются, многие экономические системы, потому что, стоят на первом месте, потребительскими, в этих странах, интересы клиента; - подобрать пары слов, пользуясь ассоциативным мышлением: Китай - стена, философ - трактат, Древний Рим - гладиатор; - определить источник идеи (теории, точки зрения): Нельзя торговать временем, оно одинаково принадлежит всем (Фома Аквинский); - пересказать текст по краткому (детальному) плану. 4. Грамматические упражнения: - вставить предлоги, где необходимо: Робинзон Крузо принимал решения … (о) том, что производить, основываясь … (на) своих возможностях и нуждах, а не желаниях. - указать на ошибки в предложениях и исправить их: Адам Смит поступить в университет в Глазго, когда он было 14 лет; в те годы это была обычный практика. - заполнить пропуски инфинитивами из скобок: Когда экспорт страны … (превышать) её импорт, тогда она … (добиваться) благоприятного торгового … баланса и может (богатеть). - выбрать контекст и поставить глагол в разные видовременные формы: скоро / несколько лет назад Свод законов (принимать), чтобы контролировать уровень загрязнения окружающей среды. - использовать степени сравнения прилагательных: Роль государства при социализме (важная - важнее), чем в условиях рыночной экономики. Некоторые учёные считают, что рынок обеспечивает (хороший - лучшую) систему производства товаров и услуг; 5. Задания на тренировку устной речи: - догадаться по ситуации, какие фрагменты диалога упущены: Репортёр: Какова главная цель выставки вашего завода? Менеджер: Мы приняли решение перенести производство в другой город, потому что … … Репортёр: … … Экономист: Предварительные затраты мы оцениваем в … … . Часть из них, такие как … … , будут компенсированы местными властями и налоговыми льготами. - за 30 секунд прорекламировать свой товар потенциальному покупателю, применяя такие фразы, как высокое качество, приемлемая цена, надёжный продавец, долгая история компании; - разыграть сценку «В суде» применительно к теме «Законы Хаммурапи», используя выражения несвоевременная уплата, нести ответственность, призывать в свидетели, требовать наказания; 6. Тестовые задания: - сделать выбор между альтернативами: В добровольном обмене между двумя людьми а) оба думают, что они выигрывают б) выигрыш одного означает проигрыш другого в) оба проигрывают г) никто не выигрывает; - сопоставить термины с описанием ситуации: Термины: 1. факторы производства 2. экономическая теория Ситуации: А. Петр открыл компанию по подстрижке лужаек. Он нанял несколько студентов, купил инструменты и оборудование, чтобы предоставлять услуги. Б. Вопрос, который всегда стоит перед государством, - как распределить ограниченные ресурсы. 7. Творческие и игровые задачи: - Шекспир писал «Не будь ни кредитором, ни заёмщиком». Является ли это хорошим советом для предприятия в современной экономике? - догадаться о причинах неудач различных предприятий: Авиакомпания «Эму» получила название от одноимённой австралийской птицы. Несмотря на агрессивную рекламную компанию, пассажиры не спешили покупать билеты на её рейсы. Почему? - словарное лото. Класс делится на 3-4 команды, и у каждой на руках карточка с набором изображений по пройденным темам. Учитель ведет игру, предъявляя фишки со словами. Та команда, которая первой заполнит фишками все поля своей карточки, выигрывает. Опыт работы, творческий энтузиазм, знание методики РКИ помогут учителю в работе при любых обстоятельствах. Но сам процесс создания «идеального урока» не завершится никогда, поскольку всегда есть к чему стремиться: собрать больше информации, поднакопить сил (знаний, ресурсов). Запрос общества на самосовершенствование в педагогической деятельности остаётся неизменным.