Статья посвящена художественному эксперименту в области фотографии и кинематографа, проводимому в Париже 1920-х годов Ман Рэем, «классиком» французского авангарда американского происхождения. Новаторские фототехники и светотеневые эффекты, дополненные движением кинопленки, получают развитие в экспериментальных фильмах Ман Рэя «Возвращение к разуму» и «Эмак Бакия».
1. Perl J. Man Ray. Aperture Masters of Photography. New York, 1988. Р. 5-6.
2. Sers P. Man Ray and the Avant-garde // Sers Р. Man Ray Photographs. London, 1982. Р. 12-13.
3. Settford D. F. Man Ray's Man Rays. West Palm Beach, 1994. Р. 50.
4. Mitry J. Le Cinema experimental: histoire et perspectives. Paris, 1974. Р. 142.
5. Bouhours J.-M., Haas P. de. Man Ray: Directeur du mauvais movies. Paris, 1997. P. 14.
6. Moritz W. Americans in Paris: Man Ray and Dudley Murphy // Horak J.-C. Lovers of Cinema: The First American Film Avant-Garde 1919-1945. Madison, Wisconsin, 1995. С. 119.
7. Hutton Turner E. Transatlantic // Foresta M. A. Perpetual Motif: The Art of Man Ray. Washington, D. C., 1988. P. 161.
8. Prose F. The Lives of the Muses: Nine Women & the Artists They Inspired. New York, 2002. Р. 233.
9. Hedges I. Constellated Visions: Robert Desnos's and Man Ray's L'Etoile de mer// Kuenzli К. Dada and Surrealist Film. Cambridge, Mass. & London, 1998. P. 100.
10. Matthews J. H. Surrealism and Film. Ann Arbor, 1971. Р. 81.
11. Philips S. S. Themes and Variations: Man Ray's Photography in the Twenties and Thirties // Foresta M. A. Perpetual Motif: The Art of Man Ray. Washington, D. C., 1988. Р. 199.
12. Kovacs S. From Enchantment to Rage: The Story of Surrealist Cinema. London and Toronto, 1980. Р. 130.
13. Foster S. C. Configurations of Freedom // Foresta М. А. Perpetual Motif: The Art of Man Ray. Washington, D. C., 1988. Р. 255.