RT - SR - Electronic T1 - Особенности подготовительной работы над сочинением в 5-9 классах SP - 2023-04-11 A1 - Глухарева, Н. О. A1 - Аркадьева, Т. Г. A1 - Вологова, Т. С. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1002 AB - Научить учащегося писать сочинение (это лучший способ выработки умения писать сочинение, самостоятельно выражать свои мысли) ↔ научить учителя обучать учащегося (если учитель не обладает такой компетенцией, то результат обучения сочинению будет заведомо низким). Так как сочинение - одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, необходимо в процессе обучения устным и письменным высказываниям учитывать и задачи воспитательного характера. Воспитательной стороне сочинений придавали большое значение в старой, дореволюционной школе. А в советское время, к сожалению, «тематике письменных работ должного внимания не уделяли» [Ладыженская,1973, с. 29]. Сочинения, основанные на материале из жизни, помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя. Благодаря этим сочинениям преподаватель готовит «людей, умеющих дать себе отчет в личных переживаниях и умеющих с любовью работать над словом» [Бархин,1930, с. 96]. Поэтому эта работа начинается с 5 класса. И если 5, 6-классникам сложно написать сочинение на лингвистическую тему, то на морально-нравственные они пишут с удовольствием. Чему же конкретно надо учить детей? ▪ умению определять в изучаемом или наблюдаемом материале то, что относится к теме, что может быть использовано в будущем сочинении; ▪ умению фиксировать свои наблюдения и мысли; ▪ умению пользоваться собранным материалом в устных и письменных высказываниях. И если ученики 5-7 классов не всегда справляются с раскрытием проблемы полноты содержания, многие работы не отличаются оригинальностью мысли, то уже к 8, 9 классам можно проследить, что сочинения становятся более зрелыми. И мы сами почувствуем, что это результат нашей ежедневной, кропотливой работы. Но самое главное - начиная с 5 класса, нельзя снижать требования к языку. Сочинения должны быть написаны языком правильным, чистым и точным, а изложение его должно удовлетворять условиям логической связи и последовательности; а научить самостоятельно править черновик необходимо в 8, 9 классах. Работе над темой, композицией, жанром, основной мыслью сочинения написано много методических разработок; а для обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся приходится учителю самому отбирать материал. Надо научить школьников видеть незнакомые слова; отбирать языковые средства, воспитывать привычку обращаться к художественной литературе, пользоваться словарями - справочниками. Остановимся на нескольких заданиях в 6 и 7 классах (I и II четверти). 6 класс Упражнение № 9 «Поздравление учителя в День знаний» [РЯ: уч. для 6 кл., 2015, с. 10] Есть ли разница в словах: «Учитель», «преподаватель», «педагог», «наставник» (устар.)? Учитель - лицо, которое обучает чему-нибудь; преподаватель - специалист среднего, высшего или специального учебного заведения; педагог - специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой. Можно назвать эти слова синонимами? Образуйте собирательные существительные (Учительство, наставничество). От какого синонима можно образовать слово, чтобы получилась «наука» о воспитании и обучении? (Педагог - педагогика). А какой может быть ваш учитель? «Добрый» или «добротный»? Добрый - делающий добро, относящийся к людям с сочувствием, готовый помочь, отзывчивый, нужный, полезный людям. Добротный - хорошо сделанный (добротная мебель). Можно сказать «добрые вести», «добрый знак», «добрая память», «добрый завтрак»? Подберите к ним синонимы. (Добрые вести - радостные, добрый знак - благоприятный, добрая память - безупречная, добрый завтрак - вкусный, хороший). А учитель - «единичный»? «единственный»? или «единый»? Единичный - только один, отдельный, обособленный (единичные явления); единственный - только один, исключительный (единственный друг, единственная радость в жизни, единственное развлечение); единый - 1. цельный, нераздельный (единая сеть); 2. в отрицательной конструкции (ни единого звука, ни единого слова). Учитель «ласкательный» или «ласковый»? Ласковый - проявляющий ласку, приветливость, выражающий любовь, нежность (ласковая улыбка, ласковое слово); ласкательный - 1. (книжн.) нежный, ласковый; 2. (книжн. устар.) льстивый, угодливый. Можно назвать эти слова однокоренными? (Да). Какие качества выражает прилагательное «ласкательный»? (И отрицательное, и положительное). «Доверительный» или «доверчивый»? Доверительный - выражающий доверие (доверительный голос, доверительный тон); доверчивый - легко доверяющий (доверчивый человек, доверчивые птицы, доверчивый взгляд, доверчивый жест). От существительных «требование» - «требовательность» образуйте прилагательное, относящееся к учителю. (Требовательный (кто?) педагог, требовательный (что?) тон) И наконец - он (учитель) «человеческий» или «человечный»? Человечный - внимательный, отзывчивый, чуткий; человеческий - относящийся к человеку, к человечеству (человеческое общество, человеческие стремления). Праздник - День Знаний стал для вас «памятливым» или «памятным»? Памятливый (разг.) - обладающий хорошей памятью; памятный - хорошо сохранившийся в памяти, незабываемый (дата, встреча), употребляется с существительными одушевленными и неодушевленными (В моей жизни это было самое памятное событие). Эти слова похожи на известные вам синонимы и антонимы? (Нет) Это паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Упражнение № 38 «Интересная встреча» [РЯ: уч. для 6 кл., 2015, с. 24] 1. Подберите синоним к прилагательному «интересная». Интересная - 1. достойная внимания, примечательная, замечательная, любопытная, достопримечательная. 2. занимательная, забавная, увлекательная, захватывающая, занятная (разг.); читается (или слушается, смотрится) с захватывающим интересом. 3. красивая. 2. Какие синонимы будут соответствовать словосочетанию «интересная встреча»? 3. Какие выражения в литературной речи являются неправильными (тавтологическими)? Тавтология - повторение того же самого другими словами. «Судить по внешности», «внешняя наружность», «обманчивая внешность», «наружная внешность», «красивая внешность». Можно назвать слова «трудолюбивый», «трудящийся», «труженик» однокоренными? (Да. Корень «труд»). Трудолюбивый - любящий труд (трудолюбивый человек); трудящийся - часто употребляется в значении существительного; труженик - тот, кто трудится, трудолюбивый человек. Это слово высокого стиля (вечный труженик, труженик науки, благородный труженик). Найдите речевую ошибку. Ребята брели сквозь густые заросли высоких трав. Основным красочным составом местной растительности было вещество, отливающее голубым цветом. («Красочным» - нужно «красящим». Так как речь идет не о составе красок, а о веществе, окрашивающем растительность). Как называются эти слова? (Близкие по звучанию, но разные по значению - паронимы). Подберите существительные к этим паронимам. Красочный (относящийся к краске) - красочное производство, красочная промышленность. Написанный яркими красками, яркий (красочная таблица, красочный портрет, красочный плакат). (перен.) Яркий, выразительный (красочный пример, красочный рассказ). Красящий - 1. От краснеть (прич.) - окрашивать; 2. прил. содержащий краску (красящее вещество, красящий состав, красящий слой, красящее волокно). Упражнение № 104 А. М. Герасимов «После дождя» [РЯ: уч. для 6 кл., 2015, с. 57] Начинать работу следует с составления материалов. В них входят слова, словосочетания, предложения, которые помогут раскрыть основную мысль работы, они отражают элементы содержания. 1. Объясните значение слов. Терраса - летняя открытая (без стен) пристройка к дому; веранда - то же, что и терраса (чаще застекленная); галерея - узкое простое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания; крыльцо - наружный настил перед входной дверью дома, обычно под навесом; сени - в деревянных избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. 2. Какие прилагательные сочетаются с существительными а) «дождь», б) «воздух»? (а) густой, частый, плотный, сплошной, дремучий (о лесе), басистый (о голосе), сильный. б) мокрый, влажный, сырой (мокрый - промокший, вымокший, намокший (человек, зонт, плащ и т. д.); влажный - сырой - влажный (о вещи), отсырелый (о погоде, климате), гнилой, промозглый, слякотный (разг.)) 3. Как можно назвать «сильный дождь»? (ливень). Какая деталь говорит о сильном дожде? (опрокинутый стакан, лужи на полу, оторванные цветки) 4. Подберите синонимы к следующим словам: «исчезать», «пропадать», теряться», «расплываться». Эти слова синонимы? Какой из синонимов удовлетворит наш выбор? Исчезать - утрачиваться, уничтожаться, выветриваться, стираться, таять, испаряться, улетучиваться (разг.), рассеиваться (или развеиваться) как дым, сходить на нет; пропадать - проваливаться (прост.) о вещи, пропадать без вести; теряться - скрываться (из виду или из глаз), тонуть (исчезать из поля зрения или из виду); расплываться (глагол только один; можно образовать прилагательные и наречия) - расплывчатый (расплывчато), неясный (неясно), нечеткий (нечетко), туманный (туманно), смутный (смутно) - как сквозь сон, как в тумане; в значении «полнеть», но это нам не подходит - другое значение. 5. В чем разница слов - паронимов «лаковый» и «лакированный»? Лаковый - 1. относящийся к лаку (производство); 2. содержащий лак (раствор, покрытие); 3. то же что и «лакированный» в значении «покрытый лаком» (кожа, обувь); 4. (перен.) то же что и «лакированный» в значении «блестящий, глянцевитый» (бабочки, машины, сияние). Лакированный - 1. покрытый лаком (туфли, столик, маска); 2. (перен.) блестящий, глянцевитый (зубы, каштаны). 7 класс Упражнение № 21 «Звуки речи» [РЯ: уч. для 7 кл., 2013, с. 12] Учащиеся могут письменно ответить на вопросы учебника - получится своеобразное мини-сочинение-рассуждение. Об одном и том же или о разном говорится в текстах? Как говорится - одинаково или по-разному? В какой ситуации может быть использован каждый из текстов? Если на уроке дети ограничены во времени, то за письменную работу каждый ученик получает оценку. Упражнение № 48 [РЯ: уч. для 7 кл., 2013, с. 20] Чтобы написать сочинение-письмо другу, надо почувствовать то состояние, которое, видимо, было у художника, запечатлевшего этот момент. Учащимся предлагается стать действующим лицом картины. Дома к этому уроку школьники готовили рабочие материалы и устные высказывания на данную тему: Небо…как будто покрыто сероватой простыней. Светло-серые перистые и кучевые серо-молочные облака. … Только кое-где виднелись голубые оттенки летнего неба. Бело-серые деревья, листья…Деревья голые, только на верхушках ещё остались листья. Голубовато-серые листья от холода свернулись в трубочку. Опавших листьев почти нет. Их унес ветер, а те, что остались, уже не имеют тех ярких красок, как раньше. Воздух, ветер…. Пахнет морозцем. Сухой воздух. Спокойно. Ветер наигрался с листьями и дал возможность людям насладиться спокойствием поздней осени. Земля… серо-коричневая, твердая, мерзлая, холодная. Торчат сухие стебли. Травинки застыли на месте, словно каменные. Люди… одеты по-осеннему, но расставаться с природой не хотят. Они и зимой будут сюда приходить. Краски осени… голубые, серо-голубые, бледно-серые. Чтобы письмо было «живым», предлагается не просто описать картину, а раскрыть тему «Какой я увидел осень, стоя перед картиной И. И. Бродского «Летний сад осенью». Можно порекомендовать ученикам материал из разных художественных произведений. (а) Была тогда странная осень. Золото, которое давно должно было охватить лес, отчего-то запоздало - ни золотинки не виднелось в березняках, ни красной крапинки в осинах. Березовые листья как-то неправильно и стыдливо шевелились под ветром. Им неловко было, что они ещё такие зеленые, такие молодые, а давно уж должны были озолотеть. Странная была тогда осень. (Ю. Коваль «От красных ворот») б) Еловая роща вечером, в осеннее время, - это вовсе не то, что летом или весною. Ни шума, ни малейшего шороха: птицы и насекомые исчезли, тонкие, прямые стволы, обросшие сероватым мхом и сухими, ползучими травками, - на солнце кажутся металлическими, а красноватые листья мелкого кустарника, точно золотые блестки, рассыпаны по всему лесу. Воздух до такой степени чист и в то же время пропитан душистой холодной сыростью, что начинаешь чувствовать жажду. (В. Слепцов «Владимирка и Клязьма. Дорожные заметки»)) Найдите олицетворения. (Когда неодушевленные предметы, явления природы предстают в образе живого существа). Отметьте эпитеты. (Образное определение, придающее речи выразительность) Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью… …Звезда полей горит, не угасая, … Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Чтобы справиться с заданием, надо рассказать о каком-нибудь случае, к которому можно было бы применить данную пословицу, вставить диалог или полилог в форме рассказа (1 вариант) и сочинения-рассуждения (2 вариант). Начинается анализ домашней работы с названия темы. Изучая «Диалог как текст», задаем на дом темы сочинения в форме пословицы, крылатого изречения, афоризма; суметь защитить свою точку зрения. И диалог даже переходит в диспут (полилог). «Ученье - свет, а неученье - тьма», «Труд человека красит, а лень портит», «Корень учения горек, да плод сладок», «Без труда не выловишь рыбку из пруда», «Сделал дело - гуляй смело», «Семь раз отмерь, один - отрежь» и т. д. Какие слова входят в название темы? (Антонимы) Почему народ использовал именно антонимы в пословицах? (Антонимы используются как яркое изобразительное средство для противопоставления явлений, для создания контраста). Упражнение № 209 С. Григорьев «Вратарь» [РЯ: уч. для 7 кл., 2013, с. 88] Описывая картину, учащиеся будут употреблять деепричастия и деепричастные обороты, изучаемые в это время. Задача учащихся - полно и последовательно раскрыть характерные элементы того или иного действия главного героя, используя различные языковые средства. 1. Материалы для сочинения: а) внешность - высокий рост, большеголовый, белокурый. Видно, что он смелый, бесстрашный, увлеченный своим делом; б) одежда (вратаря) - темный свитер, короткие штаны, на руках большие кожаные перчатки. На ногах спущенные чулки; калоши, подвязанные тесемкой. Старается подражать взрослым футболистам даже в одежде. в) поза - оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. г) выражение лица - серьезное, внимательное, сосредоточенно следит за игрой [Ходякова, 1983, с. 28]. 2. Работа с учебником - слова в рамках: а) Какой из синонимов нам больше подходит для описания вратаря? Внимательно - сосредоточенно - 1. синонимы, 2. заботливо. Быстрый - торопливый - стремительный - проворный - синонимы. б) А могут быть еще слова к прилагательному «быстрый»? (Скорый, ходкий (разг.), бегучий (поэт.), легконогий (о лошади), резвый, борзый (устар.), скорый (или скор на ногу). в) Образуйте возвратные деепричастия и составьте с ними словосочетания. (Кинув - кинувшись за мячом; устремив (взор) - устремившись за мячом; метнув (копье) - метнувшись за мячом; бросив (взгляд) - бросившись за мячом). г) Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания. (Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив). В этой работе (по отбору языковых средств) постоянно стимулируем учеников фразами «Кто больше?», «Кто быстрее?», предлагаем эту работу в группах, в вариантах, по рядам, на получение оценки, баллов. Разнообразная работа по обогащению словарного запаса учащихся продолжается и на уроках литературы. Опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление темы, использование примеров, связанных с темой, системой образов и персонажей, проблематикой произведения и т. д. «Литературные» сочинения или даже письменные мини-высказывания, если в них ученик не просто пересказывает учебник, имеют не меньшее значение. Они так же, как и сочинения, основанные на опыте ученика, помогают ему понять жизнь, развивают его мысль и речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, они учат работать с книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывают вкус к ним. Если говорить о правке, то эта работа начинается также с 7 класса: «Поменяйся тетрадью с соседом», «по кругу» (то есть 2 парты), а основные упражнения переносятся на 8, 9 классы. Но это тема для другой статьи.