%0 %A Воробьева, Н. И. %A Маманков, А. В. %A Федотова, Н. С. %A Игнатьева, Н. Д. %T Особенности выбора русскоязычных фильмов в иностранных аудиториях уровней В1-С1, исходя из особенностей состава участников групп %D 2023 %X В настоящее время все большую популярность приобретает изучение русского языка посредством просмотров фильмов. Зададимся вопросом, почему именно этот вариант получает все более широкое распространение? Во-первых, при обучении языку обязательно необходимо учитывать такой факт, как обучение не только лингвистическим особенностям языка, но и обучение культуре, особенностям поведения, языковым кодам и фразам, понимаемых только носителями конкретной культуры. Мы сейчас живем в поликультурном мире, где фактор непонимания и неприятия чужих культур приводит не только к неуспеху одиночных коммуникативных актов из-за неправильного или нестабильного коннотативного понимания, но и к более масштабным негативным последствиям. В этом отношении именно киноискусство может внести существенный вклад в формирование воспринимаемых русских метаязыковых и невербальных стереотипов общения. Во-вторых, при просмотре художественного (чаще) или документального (реже) фильмов обучающиеся задействует различные виды памяти, внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), формирует ряды ассоциативных связей, которые позволяют улучшить метаязыковую функцию речи. В-третьих, просмотр для реципиентов - это не только ряд сменяющихся картинок с наложенной на них звуковой дорожкой, это и особенности невербальных сигналов определенной культуры, цветовое восприятие эпохи, культурного события или видения режиссера, динамика языкового кода, печатная особенность воссоздаваемого времени. В связи с этим следует обратить внимание на то, что именно с помощью просмотров кинофильмов на уровне восприятия увиденных образов формируется истинная лингвокультурная картина русского мира. Особенно это важно в тот момент, когда обучение русскому языку происходит за пределами русской языковой среды [Азимов, Щукин, 2009]. Все это является неоспоримыми плюсами при обучении иностранных учащихся русскому языку, но при этом необходимо выработать критерии отбора кинематографического материала, на основе которых необходимо рекомендовать или не рекомендовать тот или иной фильм к просмотру. Н. Н. Глебова и И. А. Орехова в своем пособии по развитию речи «О русских фильмах по-русски» [Глебова, Орехова, 2016, с. 4] выделяют следующие критерии методологического отбора: ▪ фильм должен отражать русскую лингвокультурную действительность; ▪ фильм не должен быть отягощен жаргонизмами, просторечиями, табуированной лексикой; ▪ фильм должен поднимать гуманитарные проблемы. От себя добавим, что фильм не должен показывать различные (противоборствующие) точки зрения на отдельные исторические процессы, которые могут вызвать когнитивный диссонанс [Воробьева, Маманков, 2019, с. 59]. В данной научной статье мы полностью разделяем эту точку зрения, однако считаем нужным дополнить их еще и с точки зрения характеристики групп обучающихся в целом. Рассмотрим данный вопрос подробнее. Учебная группа - это формально созданное объединение [Кикоть, Столяренко, 2004, с. 44]: ▪ подчиненное собственной целевой ориентации; ▪ организованное на условно-постоянной основе; ▪ сознательно организованное для достижения поставленных целей в ходе направленной педагогической деятельности. Если неправильно подобрать фильм, не учитывая особенностей состава конкретной обучаемой группы, то восприятие фильма потребует большего произвольного внимания и может привести к резкому снижению результативного языковым и метаязыковым материалами [Кабяк, 2022, с. 17]. С каких сторон следует рассмотреть фактор состава аудитории для адекватного подбора кинематографического материала [Стернин, 2010, с. 128]? В первую очередь это будет фактор возраста группы. Именно возрастная характеристика будет одной из основополагающих по той причине, что именно это ляжет в основу исторического знания о показываемой эпохе. Социальные ценности подвержены изменениям из-за исторических событий, подачи этого времени в СМИ, а также знания/незнания исторического фона. Именно по этой причине необходимо на подготовительном этапе к просмотру фильма дать группе небольшое по объему, но емкое по содержанию описание не только исторического события, но и понимания его в метаязыковом контексте русского языка. Для каждой из типов возрастных групп: 1) старшей, 2) среднего возраста, 3) молодого возраста, 4) смешанной, чаще всего ближе будет то время, которое: ▪ будет ближе к их возрасту в 25-30 лет, как наиболее запоминающихся событий в историческом плане (если же у нас деткая аудитория - то фильмы, в которых будут показаны их ровесники); ▪ которое интересно для них по определенным субъективным причинам. Более молодая аудитория обычно интересуется новинками кино, экшенами, триллерами, комедиями, хоррорами (одним словом тем, что сейчас показывают повсеместно), более старшее поколение (порядка 50+) охотнее смотрят драмы, классические комедии, кино, после просмотра которого можно порассуждать, а также фильмы, не обремененные спецэффектами. Фильмы военно-патриотического содержания хорошо принимаются обычно во всех указанных типах групп, однако ждут от них совершенно разной подачи: от восприятия масштабности и спецэффектов сражение на фоне любовной, семейной, личной (чаще всего трагической) истории до осмысления трагичности войны на примере конкретного человека в неспешной драме с элементами военных баталий. Второй фактор, с позиции которой мы будем рассматривать группы, будет фактор гендерной принадлежности обучаемых. По данному фактору группы можно разделить на: ▪ женские; ▪ мужские; ▪ смешанные. Необходимо сразу обратить внимание на то, что первые два подтипа групп по гендерной принадлежности встречаются намного реже третьей. Однако не следует не принимать во внимание деление на женское и мужское восприятие событий, а также выбор жанра, наличие батальных или романтических сцен исходя из половых различий реципиентов. Так, в преимущественно женских аудиториях больший отклик для обсуждения находят фильмы о семьи, о женской судьбе, фильмы, где главными героями являются дети, а также кинокартины романтической направленности. В преимущественно мужских группах по гендерному различию наибольший интерес проявляется к военным фильмам, драмам исторического или политического содержания, комедиям. Следующий фактор, который следует принять во внимание, - это фактор деление по религиозному составу. Здесь мы хотим обратить внимание на тот факт, что в основе этой классификации мы понимаем не только религиозные, но и культурные различия обучающихся. На основании этой классификации все группы можно разделить на: ▪ монорелигиозные; ▪ дурелизиозные (где преобладают представители двух религий); ▪ полирелигиозные. Очень важно при выборе фильмов учитывать данный фактор, иметь достаточно четкие понятия, касающиеся основных ценностей и запретов в религиях, представленных в обучаемой группе, чтобы не создать конфликтных ситуаций еще на этапе подготовки к фильму, а также не использовать киноленты, которые уже априори могут разделить группу на враждующие лагеря, связанные с различной трактовкой тех или иных событий в определенных религиозных социумах. Особенно продуманными должны быть фильмы, в которых реципиенты заранее могут не воспринять историческую, религиозную, а также культурную составляющие русской культуры из-за отличного от русского восприятия. С особой тщательностью следует вести отбор фильмов по таким проблемам, как: ▪ военные конфликты. Особенно четко надо производить отбор кинолент в группах, где могут находить конфликтующие стороны показываемого события; ▪ роль отдельных исторических личностей. Эта тема может стать выигрышной для дискуссии после фильма по причине абсолютно разных точек зрения и аспектов, с которых в определенной культуре рассматривается та или иная личность. По этой же причине эта тема может привести к доказыванию правоты только собственной точки зрения и неспособности услышать другую. Поэтом роль педагога особенно важна как роль ведущего, способного направить обмен мнения после просмотра киноленты в нужное правильное русло; ▪ фильмы, где историческая трактовка событий в русском обществе может существенно отличаться от трактовки в культуре реципиента; ▪ женщина и ее роль в современном обществе; ▪ некоторые проявления любви (однополая, измена, нарциссизм). Именно этот аспект вызывает достаточно большие разногласия в группах с превалирующим количеством студентов, исповедующих мусульманство. С позиции классификации групп обучаемых по критерию «гибкость-ригидность», где под «гибкостью» мы понимаем способность группы самостоятельно принимать решения и лишь на основе анализа множества факторов доверять или не доверять определенным факторам и правилам, а под «ригидность» - неспособность группы к принятию решений, достаточно легкое принятие навязываемых правил, суждений и определенных точек зрения, преподаватель, возможно может столкнуть с такой проблемой, как личностный интерес или его отсутствие. С ригидной группой будет работать значительно легче с точки зрения подбора фильмов, но вызовет или нет ответную реакцию этот фильм, предугадать достаточно сложно, достаточно большая роль тут будет отведена именно действиям преподавателя, его личностным качествам и умениям «расшевелить» аудиторию. В гибкой группе более сложным будет процесс выбора самой киноленты, так как в этом случае необходимо максимально проанализировать интересы аудитории, но если выбор будет сделан правильно, то здесь преподавателю на этапе обсуждения после просмотра киноленты останется только корректировать беседы по заранее запланированному плану, обращать внимание слушателей на определенные факторы. С точки зрения отношения к изучаемому [Фролов, 1994, с. 211], а в нашем случае - к увиденному, нельзя разделить группу в целом, как в ситуации с предыдущими факторами. Здесь деление уже будет проходить внутри самой группы. По этому фактору членов группы можно разделить на: ▪ позитивно настроенных. Это те реципиенты, которым проявляют интерес к конкретной теме, активно участвуют в обсуждении по той причине, что им доставляет это эстетическое удовольствие. Их общее количество обычно колеблется от 10 до 30%; ▪ нейтрально настроенных. Это те обучаемые, которые учатся, чтобы получить знания, но им совершенно не важны темы, которые затрагиваются в процессе обучения. Иными словами, мы наблюдаем процесс обучения для обучения. Таких студентов в группе обычно от 25 до 60%; ▪ негативно настроенных. Это те слушатели, которым не нравится выбранная тема, но они будут активно участвовать в обсуждении, задавать вопросы, искать различные подтверждения собственной точки зрения для опровержения определенной позиции. Обычно количество таких слушателей - от 10 до 30%. Здесь необходимо обратить внимание на тот фактор, что для подготовки и активизации студентов именно на этапе обсуждения фильма важно вовлечь именно позитивно настроенных и негативно настроенных к материалу. Причем состав этих подгрупп может меняться в зависимости от темы и никогда не бывает постоянным. По типу воспринимаемой информации [Стернин, 2010, с. 232] аудитория делится на: ▪ подготовленную; ▪ неподготовленную. Цель неподготовленной аудитории довольна проста - узнать новую информацию, в нашем случае - расширить лексическую наполняемость собственного словарного состава, усовершенствовать культурную, межкультурную и метаязыковую функции речи на основе незнакомого исторического и культурного материалов. Подготовленная же аудитория нацелена не только на вышеперечисленные результаты, но и на углубление знаний по определенной, интересной для них тематике, в которой они знают, если не многое, но основное, знакомы с определенными сторонами этого явления, различными точками зрения. Следовательно, для подготовленной аудитории необходимо не только грамотно подобрать сам видеоматериал, но и правильно расставить и привести подготовительные задания и вопросы для обсуждения. Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что только контаминация целого ряда факторов может определить тот кинематографический материал, который сможет реализовать ряд задач: ▪ сформировать у иностранных учащихся общее представление о показываемой эпохе, на основе подготовительных упражнений и видеоряда фильма; ▪ определить причинно-следственные связи для правильного формирования метаязыковой функции речи; ▪ отработать определенный лексический и грамматический материал. Для успешного выполнения вышеперечисленных задач необходимо учитывать не только факторы, выделяемые Глебовой и Ореховой, но и фактор самой группы, исходя из культурных, психологических, возрастных, гендерных и других отличий. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/1001