RT - SR - Electronic T1 - Практические приемы применения метода проекта на занятиях по русскому языку как иностранному SP - 2023-04-11 A1 - Асварова, С.-З. М. A1 - Ягодкина, М. В. A1 - Двинова, Е. О. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1000 AB - 1. Проектная деятельность как технология активизации обучения Проектная деятельность - педагогическая технология, дающая простор для творческой инициативы учащихся и учителя, подразумевает их дружеское сотрудничество [Анисимова], что создает положительную мотивацию как в российских, так и в таджикских общеобразовательных учреждениях. В условиях современного образования Таджикистана актуальность практического применения методов проекта на занятиях русским языком как иностранного состоит в том, что данные практики позволяют учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышают творческий потенциал, расширяют не только общий кругозор, но и способствуют расширению языковых знаний. Через проектную исследовательскую деятельность формируются наиболее важные рефлексивные и поисковые умения - это и умение осмыслить ту задачу, для решения которой недостаточно было знаний, и самостоятельно сгенерировать идеи, находя несколько вариантов решения проблемы [Полат, 2000, с. 6]. А также формируются актуальные на сегодняшний взгляд навыки делового партнерского общения, интервьюирования, связной монологической речи и, конечно же, артистические способности. При этом задача преподавателя РКИ заключается в том, чтобы стимулировать и направлять творческое мышление обучающихся, создавая соответствующие ситуации и условия, обеспечивая максимальную мотивацию для ученика, нацеливая его на поиск собственных путей решения той или иной проблемы с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка [Пахомова, 2000, с. 112]. Метод проектов является хорошим средством повышения внутренней мотивации к обучению: ▪ обучающиеся могут выбрать ту тему проектного задания, которая наиболее соответствует их интересам; ▪ проект отражает личность своего автора, поскольку является творческой работой, позволяющей привнести свое видение ситуации и раскрыть способности обучающегося; ▪ во время работы над проектом обучение происходит через групповые действия, поэтому каждый участник проекта может получить помощь не только преподавателя, но и других участников проекта; ▪ внутренняя мотивация обучающегося возрастает, если он осознает практическую значимость своей работы, а проектная работа позволяет обучающимся почувствовать свои достижения в обучении [Филиппова]. 2. Метод проектов и его использование в образовательном процессе. Остановимся на описании практического опыта. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для преподавателя русского языка Асваровой Сеид-Загры Миргабибовны, участника делегации российских учителей в Таджикистане, и непосредственных участников проектной деятельности, учеников Международной Президентской школы (IPS) г. Душанбе, наглядно продемонстрировавших в ходе уроков не только навыки самостоятельного приобретения знаний, но возможность реализации основного постулата международного образовательного проекта «Российский учитель за рубежом» в сближении культур и народов России и Таджикистана. Разноуровневая работа в группах на интерактивном уроке русского языка «Обращение. Знаки препинания» - дала учащимся девятых классов возможность открыть для себя современное программное обеспечение Promethean ActivInspire, создавая и перемещая на страницах флипчарта мини-проекты: тесты, кроссворды, викторины, выполненные в виде мультимедийных презентации, объединенных общим идейным лейтмотивом: «Россия и Таджикистан, пусть будет крепким мост двух стран!» Продуктом проектной деятельности девятиклассников стали исследовательские работы учащихся: «Исторический комментарий к обращению», «Роль обращений в речи», «Русский этикет вежливого обращения сегодня» и другие, а также составление кластера, анализ стихотворных и прозаических текстов А. С. Пушкина, инсценировки литературных сказок. Кульминацией урока стало конкурсное сочинение - обращение к президентам двух великих держав: Владимиру Путину и Эмомали Рахмону. Рефлексия не только подтвердила эффективность и результативность проектной работы, но и сумела растрогать участников и гостей урока моделированием проекта земного шара как символа добра и дружбы. На данном уроке педагог реализовал важнейшие для современного урока русского языка как иностранного подходы: функциональный: определял роль обращений в устной и письменной речи; интегрированный: связь с литературой и культурой таджикского и русского народа осуществлялась через тщательный отбор учителем дидактического материала, использования текстов художественных произведений классиков как русской, так и таджикской литературы: Рудаки, Лоика Шерали, Лидуша Хабиба и т. д. На уроке-проблематизации «У войны не женское лицо» по произведениям Юлии Друниной одиннадцатиклассники, проводя параллель событий и говоря о значимости победы для обеих дружеских стран, продемонстрировали исследовательский проект: «Таджикистан в годы Великой Отечественной войны». И снова, в который раз, педагог успешно решает воспитательный аспект урока, методично и целенаправленно прослеживая тенденцию к сближению двух великих народов, прививая нетерпимость к агрессии и войнам. Образовательная цель, построенная на поиске контрастных образов: «женщина и война», осуществлялась в групповой - проектной работе, цель которой - показать женское восприятие войны на всех уровнях: фонетическом, лексическом (использовался прием «ключевые слова»), образном (связь с презентацией). Кольцевая композиция урока-размышления о предназначении женщины - это обрамление, ассоциирующее с открывающимся занавесом видеоряда галереи художественных образов женщин. Такой, которую изобразил Рафаэль на своей знаменитой картине «Сикстинская Мадонна» до наших современниц, какими их увидели не только русские, но и таджикские художники, в частности: Фаррух Негматзаде, Акмал Миршакар. На фоне этих аккордов звучит поистине неземной красоты мелодия. Начинался и заканчивался урок музыкой Шуберта “AVE MARIA”. Для активизации мыслительной деятельности, развития образного, критического мышления на уроке были использованы приемы: прогнозирования по названию, составление кластеров, ассоциативные ряды [Борисова]. Работа в группах «Историки», «Исследователи» осуществлялась с целью развития коммуникативной компетенции через монологическую речь учащихся при выступлении и декламации стихотворений поэтессы. Одним из ключевых моментов важным как для учителя, так и для учащихся, стало подведение старшеклассников к осознанию метатемы урока: «позиция и роль», отслеженной на лингвистическом уровне (позиция повторяющихся строк и их роль, работа со «Словарем этикета») и этическом (жизненная позиция определяет роль). На уроке осуществлялись межпредметные связи с ▪ историей - кадры документальной хроники и мультимедийные презентации - проекты учащихся; ▪ музыкой - разучивание караоке: «Но нам нужна одна победа» Булата Окуджавы; ▪ изобразительным искусством - выставка рисунков на военную тематику и составление синквейна к слову МИР. И, наконец, для дальнейшего, более глубокого самостоятельного изучения предложенной темы применяются внутрипредметные связи, которые нашли свое отражение в самостоятельном составлении библиографического буклета: «Список литературы «Лицо войны». Учащиеся-составители провели тщательную аналитическую работу, включив среди перечня авторов буклета о войне и женские имена: поэтессу Ольгу Берггольц, Маргариту Алигер, Анну Ахматову, писательницу Светлану Алексиевич, повесть которой так и называется «У войны не женское лицо». Конечно же, в данный библиографический каталог вошли и таджикские писатели, и поэты такие, как поэтфронтовик А. Лохути «Победа Тани», Мирзо Турсунзаде «Сын Родины» и патриотические произведения героя Великой Отечественной войны Хабиба Юсуфи, погибшего в 29 лет. 3. Заключение. Проектный метод в школьном образовании Мы понимаем, что проектная технология не является универсальным способом решить все дидактические задачи обучения русскому языку в таджикской средней общеобразовательной школе. Она должна вписаться в общую систему коммуникативно-направленного обучения языку. Однако, анализируя данные проектные уроки, можно с уверенностью сказать, что урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и не утомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, эффективно повышая познавательный интерес, служа развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти старшеклассника, желающего приобщиться к богатству русского языка. Применение проектной методики на уроках русского языка как иностранного даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся: достигают хороших результатов в изучении иностранного языка, понимают необходимость междисциплинарных связей. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются повышение мотивации учащихся при изучении русского языка, наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы [Душеина, 2003, с. 27]. И, наконец, простор для творческой и созидательной деятельности заключается в следующем: ▪ В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность. ▪ Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении. ▪ Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений [Пахомова, 2004, с. 96].